История

Забайкальское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации  на транспорте

18 февраля 1919 года, декретом ВЦИК РСФСР «… в целях поддержания революционного порядка, единства управления на всех железных дорогах РСФСР…»,  в стране была создана железнодорожная милиция и железнодорожная охрана. До этого времени охраной общественного порядка и борьбой с преступностью на железнодорожных магистралях  занималась жандармская железнодорожная полиция.С декабря 1917 года  по январь 1923 года в Забайкалье было образовано и действовало Управление милиции Забайкальской (Читинской) железной дороги. Ее возглавляли: декабрь 1917 г. – Н.А. Трифонов, август-сентябрь 1918 г. – Колчин, январь 1919 г. – Нартов, ноябрь 1919 г. – Жарков, декабрь 1919 г. – январь 1920 г. – Никифоров, октябрь 1920 г. – Муланов, ноябрь 1920 г. – В.И. Пестрых, май 1921 г. – Смышляев, июнь – июль 1921 г. – Д.И. Фоменко, декабрь 1921 г. – И.П. Кашин, март 1922 г. – Ф.М. Нестеров, октябрь-ноябрь 1922 г. – И.Т. Пименов, январь 1923 г. – Томилко.

 После расформирования милиции Забайкальской железной дороги в 1923 году ее функции стали выполнять специальные подразделения транспортного особого отдела ГПУ-ОГПУ-НКВД. Созданные в 1937 году дорожные отделы милиции до 1954 года входили в состав дорожно-транспортных отделов НКВД (НКГБ с 1944 года) железных дорог, с 1947 года – в состав Управления охраны МГБ железных дорог.

С началом Великой Отечественной войны в короткие сроки произошла существенная перестройка работы подразделений и управленческого аппарата. Наряду с обеспечением общественного порядка на милицию легли дополнительные функции и обязанности по борьбе с мародерством, дезертирами, паникерами, распространителями ложных слухов. Десятки сотрудников Забайкальской транспортной милиции добровольцами ушли на фронт и бесстрашно сражались с врагом. Оставшиеся милиционеры в связи с большим некомплектом личного состава порой сутками не уходили с постов и дежурств, обеспечивая скоростной пропуск поездов на фронт, охрану народных грузов и общественный порядок, самоотверженно боролись с преступниками. Многие отличились в боях с оккупантами. Старшина милиции Григорий Алексеевич Забелин – командир отделения ЛОВД на ст. Чита-1 – получил высокое звание Героя Советского Союза. В книгах памяти музеев имеются сведения о 50 сотрудниках Забайкальской транспортной милиции, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. С ноября 1984 года ежегодно в Забайкальском ЛУ МВД России  на транспорте вручается приз Забелина лучшему командиру отделения патрульно-постовой службы ЛОВД.

Начальниками дорожного отдела милиции железной дороги имени Молотова (с 1943 года Забайкальской ж.д.) были: 1937 г. – М.Е. Западин, 1938 г. П.С. Баландин, 1941 г. – Орлик, 1942 г. – М.И. Савинков, 1945 г. – Демин, 1946 г. – Долгов, сентябрь 1947 г. А.Г. Гейлер, июнь – сентябрь 1954 г.  – Н.Т. Стрекаловский, январь 1964 года – март 1971 г. – А.П. Северский.

В июне 1971 года дорожный отдел милиции Забайкальской железной дороги   был преобразован в Забайкальский отдел транспортной милиции, с 1971 г. по 1974 год его возглавлял А.М. Михайлов, с  1974 г. по  1978 г. – Г.П. Цепенников. В августе 1978 года было создано Забайкальское управление внутренних дел на транспорте. Его начальниками были:  1978- 1983 г. Г.Г. Костюченко,  1983 г. – 1987 г. – В.Т. Солодков, 1987 г. – 1994 г. – Ю.К. Воложанин, 1994 г. –2001 г. – В.А. Ансимов,  2001 г. – 2004 г. – Ш.М. Нурадинов. 2004 г. - август 2010 г. -  А.Г. Иванов. В августе 2010 года Забайкальское УВДТ преобразовано в Забайкальское линейное управление внутренних дел на транспорте МВД России. Его возглавил заслуженный работник правоохранительных органов Читинской области полковник милиции Игорь Витальевич Бояркин. В августе 2011 года Забайкальское ЛУВДТ МВД России было преобразовано в Забайкальское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, начальником назначен полковник полиции Игорь Витальевич Бояркин. Приказом Министра внутренних дел РФ В.А. Колокольцева № 274 от 20 марта 2015 года начальником Забайкальского линейного управления МВД России на транспорте назначен полковник полиции Стасишин Евгений Евгеньевич. 17 июля 2017 года приказом Министра внутренних дел Российской Федерации начальником Забайкальского линейного управления МВД России на транспорте назначен Четвергов Андрей Владимирович.

Главная задача транспортной полиции – это борьба с преступностью на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Линейные подразделения Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте дислоцируются в двух субъектах Российской Федерации (Забайкальском крае и Амурской области). Сотрудники Забайкальской транспортной полиции несут службу от ст. Петровский Завод Забайкальского края до ст. Архара Амурской области по так называемому «главному ходу», а это свыше 2300 км железнодорожных путей. Кроме этого подразделения дислоцируются на южной ветке железной дороги от ст. Карымская до ст. Забайкальск.  В объекты обслуживания  входят 6 аэропортов. Несет службу Забайкальская транспортная полиция и на водном транспорте - 4 речных порта находятся в зоне обслуживания. За мужество и героизм, проявленные в ходе контртеррористической операции в Чечне, более ста сотрудников удостоены правительственных наград, из них девять человек награждены орденом Мужества. 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России